Присоединяйтесь к нам и следите
за новостями в социальных сетях

Экстренное просветление за пару недель: мой личный опыт випассаны в буддийском монастыре на севере Таиланда

Я два месяца счастливо расслаблялась в тайском раю в Паттайе. И что вы думаете? Мне просто адски там надоело. Кто бы мог подумать, что в раю дико скучно, почему мне об этом никто не сказал?! Я все реже ходила на пляж — ну подумаешь, пляжи эти, океан, когда все ежедневно под боком — ходи, понимаешь, как на работу. Надоело! И все больше тянуло на приключения.

Экстренное просветление за пару недель

Мы уйдем на Север! Чем так привлекательны северные районы Таиланда

Север давно манил меня. Туристы в основном освоили юг страны. Оно и понятно — теплое море, пляжи, туристические аттракционы. Но те, кому интересно глубже погрузиться в историю и культуру страны, давно устремили взоры на север.

Экстренное просветление за пару недель

Чианг Май — древняя столица Таиланда. Золотой Треугольник, знаменитая река Квай, Черный и Белый Храмы — все это тянуло меня как магнитом. Я собрала вещи, купила билет на ночной автобус и вечером отбыла из Паттайи в Чианг Май. Восемь часов езды в комфортабельном автобусе — больше всего мне понравилось, что сиденья там раскладывались в полноценное спальное место, и утром мы прибыли в город.

Чианг Май. Я принимаю решение отправиться в монастырь

В Чианг Мае я поселилась в самом центре, так называемом «квадрате», и за пару дней успела обойти там все самое интересное. Город тихий, спокойный, милый, но делать там больше пары-тройки дней нечего, честно говоря. И меня снова обуяла страсть к перемене мест.

Я была наслышана о гостеприимном буддийском монастыре Ват Там Вуа (Wat Tam Wua), где, по слухам, охотно принимают иностранцев, и решила во что бы то ни стало отправиться туда, чтобы приобрести свой первый опыт випассаны.

Что такое випассана

В традиции буддизма випассана — практика многодневной медитации с целью освобождения от ненужных эмоций, переживаний и терзаний. Попытка освободиться от внутреннего диалога и достичь спокойствия ума, приблизиться к состоянию просветления, к которому в идеале стремится каждый уважающий себя буддист. Это мне было нужно, очень.

Экстренное просветление за пару недель

Я собрала вещи и отправилась на автобусный вокзал Чианг Мая. Оттуда, как мне рассказали местные, отходят мини-басы в сторону городка Мэй Хон Сон (Mae Hong Song). Надо сразу предупредить водителя, что едешь в монастырь Там Вуа, чтобы он высадил в нужном месте. Автобус нашелся быстро, а водитель ничуть не удивился, услышав, что мне нужно в монастырь. Все фаранги (иностранцы) в этом направлении едут в основном туда.

Страшная горная дорога в Мэй Хон Сон

Если бы я только знала, на что подписалась… Нет, я имела представление, что монастырь находится в горах, и мне приходилось прежде ездить по горным серпантинам на Кавказе, в Хорватии, Андорре. Но такого ужаса я не испытывала никогда.

Наш крошечный автобусик, дико завывая, карабкался по крутейшим склонам, сворачивал под таким углом и зависал над такими пропастями, что передо мной мелькала вся прежняя жизнь, и я успевала мысленно попрощаться со всеми родными.

Слегка утешала только мысль, что в автобусе с нами ехали четверо монахов. Ну не может же быть, чтобы святые люди свалились в пропасть вместе с нами, грешными, доброе мироздание не допустит такого. Так я утешала себя все четыре часа, пока длился этот кошмар. Впрочем, это было слабое утешение.

Я добралась! Первые впечатления

Но мы выжили. Наш мини-басик притормозил возле указателя на монастырь. Монахи-попутчики, кстати, отправились куда-то дальше. Я подхватила вещички и бодро зашагала по направлению к цели. Идти там около двух километров, но мне повезло: не успела я пройти и пары сотен метров, как меня догнал открытый фургон, водитель замахал, приглашая сесть в машину. Тайцы вообще очень отзывчивые в этом смысле, в Таиланде путешествовать автостопом — сплошное удовольствие. Я с радостью забралась в кузов, и мы быстренько добрались до места.

Мне было страшно и волнительно очень. Честно говоря, я вообще не слишком общительный человек, и перед самым входом в монастырь меня накрыла паническая атака: что я здесь делаю? Зачем, почему? С чего я вообще решила, что мне тут будут рады?

Но я постаралась себя перебороть и ступила под своды внушительного зала с колоннами. Как оказалось впоследствии, это был один из залов для медитаций, совмещенный с кухней и столовой.

И тут меня отпустило. Изнутри возникло какое-то теплое чувство: я дома, все хорошо.

Экстренное просветление за пару недель

Меня встретила Зу — милейшая тайская женщина, исполнявшая на тот момент роль доброй домоправительницы монастыря. Она вкратце объяснила правила поведения — куда в первую очередь идти и что делать. Вообще, она мне очень понравилась, побольше бы таких доброжелательных и открытых людей: мир определенно был бы лучше.

В этот момент вдруг появился и сам настоятель монастыря Пра Луанта (Ajahn Luangta), чудесный, добрейший человек. И просветленный, как мне довелось узнать позднее. Зу объяснила, что аббата следует приветствовать, сложив руки в традиционном тайском жесте «вай»: ладони вместе, как при молитве, и слегка поклонившись.

Обычно всех прибывших в монастырь селят в кути — одноместные домики на сваях с душем и туалетом. Но в тот день, когда я приехала, был аншлаг: жилья на всех не хватало, и меня временно поселили в «общежитие» — двухэтажное деревянное строение. Там есть общий душ и туалет, а спят все на матрасах на полу, как в спортивном зале. Впрочем, я была настолько потрясена своей поездкой по горным серпантинам и так устала, что мне было все равно. Я схватила матрас, одеяльце и подушку, которые мне выдали, быстро расстелила их на полу и рухнула в сон.

Жизнь в монастыре

Жизнь в монастыре суровая. Армейский распорядок. Подъем затемно, целый день — занятия и работа. Чтобы вы понимали, куда едете, если вдруг соберетесь.

Спать приходится на полу, в кути нет кроватей. Ночью очень холодно. И жестко. Тонкий матрас не спасает. Чтобы мало-мальски удобно устроиться, надо набрать пяток толстых одеял, чтобы утеплиться со всех сторон.

Экстренное просветление за пару недель

Подъем в монастыре в пять утра. Час дается на раскачку и личную медитацию у себя в кути, если вы сознательный. Если не очень, можете еще час доспать.

Утром очень темно и холодно, заставить себя выбраться из-под одеяла сложно. Можете, конечно, попробовать взбодриться под душем, но вода ледяная. Подогрева воды нет. Днем баки на крыше нагреваются под солнцем, и есть шанс помыться едва теплой водичкой.

Все послушники в монастыре одеваются в белое — рубаху с длинными рукавами и брюки. Можете привезти с собой. Если своей одежды нет, можно брать в монастыре — там есть запас. Каждый день работает прачечная, выстиранную одежду развешивают сушиться на улице: приходите и берете чистую с сушильной веревки хоть каждый день, грязную бросаете в баки для стирки.

Экстренное просветление за пару недель

Женщины и мужчины живут отдельно. Есть условная граница между женским и мужским «лагерем». Если вы приедете парой, жить будете порознь, каждый в своем кути.

В Там Вуа не такие суровые условия, как в других монастырях, где во время випассаны мужчины и женщины вообще никак не пересекаются и не разговаривают. Здесь общаться можно сколько угодно во время занятий, перерывов на еду и отдых, но проживание отдельно.

Отбой для всех в десять вечера. Во всем монастыре отрубают свет. Вы, конечно, можете не укладываться сразу спать, а заниматься своими делами, только не шумите и не мешайте остальным.

Проживание в монастыре бесплатное. Но денежная дотация в качестве благодарности приветствуется. Сколько — это на ваше усмотрение. На территории стоят ящики для пожертвований, перед отъездом можете положить туда столько денег, сколько сочтете нужным.

Церемония принятия пищи. Распорядок дня

Итак, вы с трудом вытащили свою тушку из-под одеяла в пять утра в диком холоде и темноте. Разумеется, все тело затекло оттого, что спать пришлось на тонком матрасе на полу. Все к вашим услугам для того, чтобы забыть думать о телесных удовольствиях и полностью сосредоточиться на духовном.

Экстренное просветление за пару недель

В шесть утра на кухне начинается движуха. Можно прийти и помочь поварам с завтраком — я так и делала. Большинство послушников бродят, укутавшись в одеяла и пледы, как привидения, потому что мало кому пришло в голову захватить с собой теплую одежду — мы ведь в Таиланде, это же теплая страна!

В половине седьмого происходила церемония подношения риса монахам. Мне это ужасно нравилось. Все монахи выходили цепочкой, друг за другом, каждый со своим горшком для пожертвований. И все послушники по очереди бросали им по горсти риса в эти горшки. После все садились завтракать.

Какой же вкусной едой нас там потчевали! Восхитительные блюда тайской кухни из риса, овощей, фруктов, с приправами, ох, от них было сложно оторваться. Хотя мясоедам не понравится, сразу предупреждаю, Там Вуа — строго вегетарианский монастырь.

Обед был в половине двенадцатого. Ему предшествовала красивая церемония подношения еды монахам, после чего уже все с удовольствием чревоугодничали. Очень вкусно и очень от души, особенно учитывая, что это была последняя еда за день. Да-да. Монахи не едят ничего больше до следующего утра. Считается, что это способствует скорейшему просветлению. Послушникам дозволяется выпить чаю или какао в пять вечера. И это все. Звучит страшно, но, как ни странно, я отлично вписалась в этот режим питания. Более того, я и сейчас дома ем почти так же, ну только что сдвинула обед на 3 часа дня. А после — ни-ни. И прекрасно себя чувствую, чего и вам желаю.

Медитации

В восемь утра начиналась первая медитация. Следующее занятие — после обеда, в два часа дня, и потом в шесть вечера. Каждое занимало около двух часов. Это совершенно не напрягало. Самым сложным было не заснуть во время лежачей медитации. Обычно кто-нибудь засыпал и когда начинал похрапывать, монах отпускал дежурную шутку — мол, ну очень глубокая медитация.

В Там Вуа практикуют три вида медитации: ходячую, сидячую и лежачую. Все по-своему интересны и сложны, надо приспособиться.

После занятий можно пообщаться с учителем и задать вопросы. В этом монастыре разрешается напрямую общаться с монахом, даже женщинам. Единственное ограничение — не общаться наедине. Большинство монахов говорят по-английски, кто лучше, кто хуже, но объясниться можно.

Экстренное просветление за пару недель

Мнение редакции
Елена Калита
Редактор журнала
Если вы решили, что границ нет, значит, их не будет. Раскачать качели реальности на полный размах и остановить в любой точке по своему желанию, надеясь, что не выкинет, — почему бы и нет, если есть сила. Дружить со своими убеждениями всегда лучше на практике — пусть в экзотическом монастыре или же в самой обычной жизни, и вы всегда выиграете в той игре, в которую играете искренне.

Послушание. Работы в монастыре. Общение с другими послушниками и монахами

Если вы в итоге подумали, что пребывание в монастыре было тягостным и постылым, то ошибаетесь. В Там Вуа очень льготный режим для послушников. В отличие от других монастырей, которые практикуют випассану, нет жестких условий. Сохранять молчание совсем необязательно, хотя, если хотите — ваше право, повесьте себе значок «Silent» на грудь и все будут уважать ваше решение. Мужчины и женщины могут общаться между собой. Чем мы и пользовались активно в перерывах между занятиями, а уж тусовка там подобралась — интереснейшие люди изо всех стран мира!

После обеда и дневной медитации полагалось потрудиться на благо монастыря. Убирать территорию от опавших листьев или готовить еду для рыб в пруду из отходов от нашего обеда. Ох, какое это было приятное времяпрепровождение в компании потрясающе ярких персонажей со всего мира! Там собрались люди из Европы, США, Южной Америки, Азии… Межпланетная тусовка, как в кино.

Русских на момент моего пребывания было восемь человек. А в начале января, как мне рассказали, монастырь был полностью оккупирован русскими. Настоятель, кстати, очень любит людей из России и всегда радуется, когда приезжает кто-то из наших.

Экстренное просветление за пару недель

Мне посчастливилось наблюдать церемонию посвящения в монахи одного из наших послушников — пожилого мужчины из Австралии.

Надо сказать, что в Таиланде любой может принять монашество, потом уйти в светскую жизнь, вернуться обратно и так до 8 раз. Почти всех мальчиков отдают в монахи в возрасте около 10 лет. Потом они сами принимают решение — вернуться в светскую жизнь, но уже осознанными, или остаться в монастыре.

Наш австралийский коллега решил принять монашество под влиянием тайской жены и дочери: у тайцев считается очень почетным, если в семье есть монах.

Экстренное просветление за пару недель

Мнение редакции
Илья Тарасов
Главный редактор
Задать вопрос автору
Уважаемые читатели, оставляйте комментарии под статьей, делитесь ей в социальных сетях, а если есть вопросы к автору, то обязательно задайте. Нам важна обратная связь.

Жаль, но приходится уезжать. Я обязательно вернусь

Две недели пролетели так быстро… Что я вынесла из этой поездки? Стала более спокойной, умиротворенной, перестала злиться и психовать по мелочам. Научилась выключать мучительный внутренний диалог и глушить гадкого самокритика. Расслабилась. Успокоилась.

Экстренное просветление за пару недель

Я очень благодарна монастырю Там Вуа, прекрасному настоятелю Пра Луанта и всем учителям. И я обязательно вернусь.

Рейтинг автора
5
фрау
Автор статьи
Редактор: Елена Калита
Написано статей
2
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...

Комментарии
  1. Дмитрий

    А сколько там максимально пробыть можно?

  2. Феня

    Спасибо вам огромное!
    Я не знаю англииского’ мне 61′ очень хотела бы поехать буддийскии монастырь Ват Там Вуа.

Добавить комментарий