Присоединяйтесь к нам и следите
за новостями в социальных сетях

Ладога: незабываемая ночь на необитаемом острове

Я всю жизнь живу на берегах Невы, но первые 25 лет Ладожское озеро было для меня чем-то абстрактным, о чем я, безусловно, знала, но никогда не видела. Я довольно часто была на берегу Финского залива, но до Ладоги впервые добралась относительно недавно, благодаря одному весьма необычному человеку. Вместе мы были недолго, но время это было невероятно увлекательным, в том числе и благодаря таким поездкам, как та, о которой сейчас пойдет речь.

Дорога по воде

Чтобы добраться до того места, от которого должен был начинаться наш путь на байдарке, необходимо было проехать почти 300 км от Петербурга в сторону Карелии. Даже по хорошей дороге такой путь занимает не меньше трех часов, но так как стартовали мы в субботу утром, чтобы избегать пробок, приходилось время от времени сворачивать на проселок. Маленький Suzuki бодро прыгал по ухабам, и я до сих пор могу с уверенностью сказать, что это единственная машина, в которой меня абсолютно никогда не укачивало.

Долго ли, коротко ли, но мы проехали Приозерск (я с удивлением узнала, что это полноценный город, хотя с детства почему-то считала его поселком) и свернули на неприметную колею, которая привела к крошечной бухте, заросшей кувшинками и осокой. Там мы и оставили машину, договорившись за небольшую плату с местной жительницей, чтобы та за ней присмотрела.

То, что огромная байдарка «Тюлень» может поместиться в сравнительно небольшой чехол, для меня, в общем-то, не было секретом, но вот того, что ее можно собрать и надуть буквально за 15 минут, я никак не ожидала. Вероятно, годы водных походов и соревнований сделали свое дело. Нет ничего более увлекательного, чем наблюдать за человеком, который отлично знает, что делает.

Когда мы вышли из бухточки, я начала немного волноваться — никогда раньше мне не доводилось видеть такого огромного водного пространства, находясь при этом не на берегу. Ладога завораживала, искрилась солнечными бликами, набегала небольшими барашками. Погода была ясная и безветренная, поэтому поверхность озера была практически ровной, волнения не было — идеальные условия для первой подобной прогулки. Уже гораздо позже я узнала, что так бывает далеко не всегда, и нам просто несказанно повезло в тот раз попасть в полный штиль.

Ладога
Водная гладь

Со всех сторон от нас виднелись небольшие скалистые острова, поросшие лесом. Они рассыпаны вдоль всего берега. Одни носят обычные названия — остров Бурнев, остров Черный, у других имена явно имеют финские корни, но запоминать их у меня никогда не получалось.

Красота гранитных утесов

День уже давно перевалил за середину, когда мы причалили у одного из островов, выбрав местечко, где не было отвесных скал, мешавших сойти на берег. Все острова на Ладожском озере — это участки гранитной плиты, выходящие на поверхность. По сути, они состоят из цельного камня, усыпанного валунами поменьше, с тонким слоем нанесенной почвы, образовавшимся за прошедшие тысячелетия.

Ладога
Так выглядело наше средство передвижения

Как и многие другие уголки Карелии, наш маленький остров казался суровым, неприступным, но при этом невероятно красивым. Мне казалось, что я бесконечно могу наблюдать за тем, как волны разбиваются о камни, а от вида, открывавшегося передо мной, в буквальном смысле перехватывало дыхание. К сожалению, мои фотографии не могут передать и десятой доли того восторга, который я испытала в тот момент.

Каменистый берег

Я долго перелезала с камня на камень, обследуя все, до чего смогла добраться. Даже понимая, что это неправда, мне нравилось думать, что до нас здесь не ступала нога человека, потому что в окружавшей меня природе было что-то первозданное, нетронутое, не испорченное человеком.

Но как говорится, любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Любование видами пришлось прервать для более прозаичных дел — обустройства лагеря, разведения костра и приготовления обеда.

Очаг вдали от дома

Не знаю, как это прозвучит, но костры — моя страсть с детства. И нет, я вовсе не была маленьким поджигателем, просто мне всегда казалось, что в правильно разведенном костре есть своя гармония, за которой можно наблюдать часами, поддерживая, направляя. Наверное, что-то подобное испытывают люди, всерьез увлекающиеся выращиванием бансай.

Я могу без особых усилий развести костер в дождь, с одной спички, без бумаги, из сырых дров, но при этом не переношу, если в огонь пытаются плеснуть бензинчика, чтобы «лучше горело», или закинуть беспорядочный ворох веток.

Что удивительно, мой спутник, чуть ли не все свободное время проводящий в лесу, разводить костры абсолютно не любил, поэтому с удовольствием отдал мне на откуп это занятие.

Лес и скалы

А еще я просто обожаю собирать хворост. Когда ребенком я проводила все лето на даче, для нас это был целый ритуал — подготовка к прощальному костру. Обычно мы начинали запасать дрова за несколько дней, чтобы хватило на всю ночь, в дело шел весь сушняк, накопившийся за год в близлежащем лесу. Учитывая, что я участвовала в этом мероприятии лет с 5 и на протяжении почти 10 лет, отыскать среди сосен и берез то, что будет отлично гореть, труда не составило. А наличие в свободном доступе грубой мужской силы, отлично умеющей орудовать топором, еще больше облегчило задачу.

На протяжении нескольких недель стояла сухая теплая погода, поэтому мой костерок разгорелся быстро, буквально через полчаса мы уже смогли поставить на него небольшой котелок, в котором готовилось типичное походное блюдо — картошка с тушенкой.

Наверное, причиной всему можно считать обилие свежего воздуха и впечатлений, но мне казалось, что ничего вкуснее я в жизни не пробовала.

ладога
Эти белые цветочки — камнеломка, способная расти буквально на голых камнях

После обеда, убедившись, что костер не потухнет, я отправилась дальше осматривать свои «владения» и наткнулась на небольшую открытую возвышенность, покрытую мхом и кустиками черники, которая, благодаря обилию солнца, в середине июля уже полностью поспела. Меньше, чем за 20 минут я собрала целую кружку ягод на этой небольшой полянке, после чего вернулась к костру, чтобы поделиться этим простеньким, на первый взгляд, угощением. Как в детстве, когда именно такие неожиданные находки и кажутся самыми вкусными.

Мнение редакции
Елена Калита
Редактор журнала
Каждое новое путешествие — это всегда новые впечатления. И совсем необязательно следовать продуманным маршрутам, созданным туроператорами, иногда приятно совершать и недолгие вылазки в неизвестные или малоизвестные места и становиться исследователем неизведанного и даже непредсказуемого: запахов, ощущений и собственного восприятия нашего прекрасного мира.

Крошечный остров на двоих

Солнце, к сожалению, садилось с той стороны, которую от нашего лагеря видно не было, поэтому закат мы пропустили, но летом в этих краях темнеет медленно и вечерние сумерки можно наблюдать очень долго. Мы сидели у костра и пили вино, которое мой спутник захватил с собой, несмотря на негласное правило, что «воду по воде не возят». Я слушала рассказы: про прежние походы, рыбалку и ладожских нерп, странные истории о чем-то, чего никогда раньше не было в моем мире.

ладога
Папоротник обосновался в разломе скалы

Нас было только двое на крошечном острове, где слышен лишь непрекращающийся шелест волн. Даже забравшись вглубь леса, невозможно почувствовать такую степень уединения, отстраненности от всех остальных людей, шума и суеты города. Целая ночь на настоящем необитаемом острове, пусть и не совсем таком, каким его принято представлять. Мне кажется, это опыт, которой полезно пережить практически каждому.

Наша маленькая бухта

Когда мы отправились спать, моя голова была настолько переполнена событиями и впечатлениями, что я боялась, что заснуть мне будет совсем непросто, но все вышло с точностью до наоборот — от переизбытка непривычного кислорода я отключилась практически сразу, как только приняла горизонтальное положение, а на утро проснулась отдохнувшей и хорошо выспавшейся, хотя накануне мы засиделись точно заполночь.

Мнение редакции
Илья Тарасов
Главный редактор
Задать вопрос автору
Уважаемые читатели, оставляйте комментарии под статьей, делитесь ей в социальных сетях, а если есть вопросы к автору, то обязательно задайте. Нам важна обратная связь.

Удивительная природа Карелии

Может показаться, что острова Ладожского озера — это только голые скалы, покрытые редким лесом, и издалека все действительно выглядит именно так. Но если приглядеться, то, что скрывается за этим невзрачным фасадом, может изрядно удивить. Я не могла не обратить внимания на обилие цветущих растений, многие из которых я встречала впервые, на разнообразие мхов, толстым ковром покрывавших камни, на одинокие деревца можжевельника, вырастающие прямо из трещины в скале. Красоту можно найти даже в самих камнях, которые порой приобретают довольно необычные формы, зависая над краем обрыва или спускаясь террасами к воде.

Цветы на камнях
Вид из нашего лагеря

Из своей первой поездки я привезла два небольших сувенира — веточку карликовой сосны и небольшой камушек, в котором я подозреваю какую-то разновидность кварца. Они стали своеобразными талисманами, в которых заключены воспоминания об этой поездке. Я возвращалась на Ладогу еще два или три раза, каждый раз впечатления были немного разными, но главным оставалось одно — я всегда с удовольствием совершу эту поездку снова, если мне представится такая возможность.

Рейтинг автора
Автор статьи
Редактор: Елена Калита
Написано статей
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)